Что важнее – урожай меда, или биоразнообразие?

Или (на что некоторые американские ученые тратят деньги)

Прочитанная мной (toedjerboa) Статья американского ученого однозначно поддерживает первый вариант. Долгие эксперименты показали, что домашних пчел интересует исключительно количество нектара. Поэтому аборигенные растения проигрывают в борьбе за выживание инвазивным видам типа вики. В статье о проблемах пчел я увидела совершенно другое: доказательство нетленной фразы «не умножай сущностей без надобностей». Колонисты американского континента привезли с собой домашних пчел, которым не все местные виды растений подходят для питания. Естественно, привезли подходящие виды, вытеснив одновременно местные растения и сократив среду обитания аборигенным пчелам. Но тут возникает мистический синдром упадка жизнедеятельности колоний. Медоносные пчелы болеют. Но и местные пчелы тоже страдают – от сокращения питательной базы, пестицидов, что тоже влияет на их здоровье. Следовательно, без опылителей, сокращается численность местных трав. «Умники» предлагают посеять другие интродуценты, а у них – свои проблемы, свои вредители и болезни, для которых нужны новые пестициды и интродуценты. Гонка извращений получает новый виток.


Исследователь приходит к единственному для него выходу: для выживания пчел нужны более богатые нектаром интродуценты. Ведь один вид горошка поддерживает питательную базу пчел так же, как 10-15 видов аборигенных видов растений.


Похоже, американские ученые либо забыли Дарвина, либо вообще не изучали его работ. Они решили, что тонкие, тысячелетиями настраиваемые связи опылитель-растение – результат личных пристрастий насекомых. И вот, в результате дорогостоящего эксперимента они делают открытие: пчелам все равно, что опылять, лишь бы было больше нектара. Из вида упускается один момент: подсунув пчеле более «сытное» растение ради увеличения выработки меда, люди обрекают на смерть другой вид – растение, остающееся без опылителя.


Еще один «гениальный» вывод: огромные плантации монокультур миндаля и сои (цветущих непродолжительный период) сокращают питательную базу пчел. Только для этого не нужны эксперименты – достаточно хорошо знать биологию, ботанику и основы экологии. Для поддержания популяции пчел необходим феноряд: набор растений, цветущих с ранней весны до поздней осени. А коротко это называется биоразнообразие.


«Численность диких пчел падает с удалением от диких природных участков» гордо заявляют американские исследователи. Так это вам скажет любой деревенский пчеловод с неоконченным средним образованием. Дальность полета пчелы не бесконечна. Только в 2004 году американцы смогли заметить: опыление дикими пчелами сельскохозяйственных культур возрастает, если природные сообщества находятся на расстоянии 1-2,5 км. Неужели до этого в штатах не было ни одного исследования дальности полета диких пчел? Единственные данные, достойные внимания: фермы, где 30% окружающего ландшафта занимают природные сообщества, процветают без участия домашних пчел, исключительно благодаря опылению местными видами.


Сотрудник Калифорнийского университета и его наставник гордо рассказывают о том, как они ставили эксперимент по биологии для учащихся средней школы: они высадили экспериментальную площадку растений, образующих феноряд. Теперь это гениальное изобретение в виде живых изгородей предлагается для внедрения фермерам.


Только с помощью компьютерного моделирования ученые в Нью-Джерси узнали, что дикие пчелы хорошо опыляют бесконечные плантации арбузов поскольку по обочинам растет множество сорняков, являющихся домом и дополнительным кормом опылителям.


Годы исследований и тысячи долларов позволили ученым сделать банальнейший вывод: инвазивные растения, «объединившись» с инвазивными же опылителями, начинают доминировать и вытеснять местные виды флоры и фауны.


«Различные группы растений поддерживают жизнь различных групп пчел». Да, ради такого вывода стоило несколько лет учиться в университете. Ученый Уинфри, например, задался вопросом: а поможет ли увеличение разнообразия цветковых растений увеличить популяцию диких пчел?
Статья завершается философской фразой: есть еще много, чему стоит поучиться. Таки да: раздел «природоведение» для 3 класса средней советской школы таит много великих открытий для американских ученых.